Коррекционная гимнастика Корнеева |
Проект «Краснокнижные гимнасты» как форма организации деятельности детей с ОВЗ по зрению в начальной школе.
Автор: Корнеев Александр Олегович, учитель АФК, г.о. Люберцы, Московская обл., МОУ школа-интернат IV вида.
«Краснокнижные гимнасты»- это интегрированный оздоровительно-экологический проект для детей с ОВЗ по зрению.
Цель и задачи проекта: ознакомление школьников с программами Правительства РФ в области охраны природы, экологическое просвещение, физическое развитие, адаптация детей в социуме. Одной из задач проекта является ознакомление школьников с программами Правительства Российской Федерации в сфере охраны природы. В настоящее время по Распоряжению Правительства РФ №212-р от 17.02.2014 успешно реализуется второй этап «Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года». Категория "редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов" включает виды, занесенные в Красную книгу Российской Федерации. Так, в перечень объектов животного мира входит 413 видов животных, в том числе 155 видов беспозвоночных и 258 видов позвоночных животных, из них 41 вид круглоротых и рыб, 8 видов земноводных, 21 вид пресмыкающихся, 123 вида птиц и 65 видов млекопитающих. Целью настоящей Стратегии является обеспечение сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в интересах устойчивого развития России. Достижение указанной цели возможно в результате формирования правовых, социально-экономических и природоохранных условий, в том числе обеспечивающих развитие эколого-просветительской деятельности и включение в экологическую составляющую федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования (3). Данный проект предусматривает формирование у школьников заинтересованности и потребности в активной поддержке мероприятий и акций, направленных на сохранение животных, занесенных в Красную книгу России, воспитание бережного отношения к природе. Реализовать эти задачи предлагается, сочетая экологическое просвещение и гимнастику, имитирующую игры трех животных: амурского тигра, дальневосточного леопарда, белого журавля. Для этих животных разработаны дополнительные стратегии сохранения (3).
Так, В России, по постановлению Правительства от 9 ноября 2015г. создан национальный парк "Бикин" на территории Приморского края для сохранения амурских тигров, внесенный в предварительный список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Президент России В.В. Путин лично участвовал в программе по сохранению северного тигра. В феврале 2015г. представители Всемирного фонда дикой природы (WWF), Общества сохранения диких животных (WCS), природоохранного фонда «Феникс», а также сотрудники и волонтеры «Земли леопарда» объявили конкурс "Хранитель леопарда"(4,6).
В сентябре 2012года президент России Владимир Путин посетил заказник и поучаствовал в одном из летных экспериментов организаторов проекта по сохранению белого журавля (стерха) "Полет надежды", который проводится на территории Окского заповедника (5).Важной задачей проекта является физическое развитие детей с ОВЗ по зрению. Проект «Краснокнижные гимнасты» составлен с учетом офтальмологических требований для детей с ОВЗ по зрению и решает следующие задачи: укрепление мышц, профилактика нарушений осанки, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений(2).
В комплексе упражнений исключены прыжки, резкие повороты головы, резкие наклоны головы вниз, подъемы тяжестей, в связи с противопоказанием у детей с ОВЗ по зрению (1).
При выполнении первого упражнения комплекса «Тигр точит когти о бревно» преимущественно укрепляются мышцы спины, брюшного пресса, мышцы нижних конечностей, формируется правильная осанка.
При этом тренируются глазодвигательные мышцы в процессе слежения за перемещением пальцев рук, при этом соединяя упражнения с элементами зрительной гимнастики.
При выполнении второго упражнения «Леопард на прогулке» - кончики пальцев прижимаются к ладони, кисти сгибаются в запястьях. Упражнение способствует развитию мелкой моторики рук.
Траектория движения включает попеременное движение рук и ног, что способствует развитию координации движений и благотворно влияет на кровообращение в брюшной полости и области малого таза. Данное упражнение направлено против гиподинамии, которая может развиваться из-за малоподвижного образа жизни.
Упражнение очень нравится школьникам, при выполнении его в парке, участники располагаются полукругом, что способствует развитию коллективизма.
Третье упражнение «Журавль в полете» направлено на развитие координации движения, служит для тренировки вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы спины и конечностей.
Упражнение особенно актуально для школьников с ОВЗ по зрению, у которых выявлены нарушения в осанке и работе вестибулярного аппарата.
Выполнение третьего упражнения в парке придает занятиям высокую эмоциональность и служит для укрепления здоровья.
Экологическая составляющая проекта представлена различными формами: это беседы, диспуты, доклады учащихся, викторины, рисунки, участие в акциях по сохранению исчезающих видов животных из Красной книги России. Проект предусматривает физическое и экологическое воспитание детей с ОВЗ по зрению, осуществляет адаптацию и интеграцию слабовидящих школьников в социуме(7).
Рекомендован для всех желающих укрепить физическое здоровье и приобщиться к проблеме охраны животных, занесенных в Красную книгу. Комплекс из трех упражнений, имитирующих игры трех животных, может быть использован в качестве физкультминутки как в спортивных залах, так и в парках. Проект апробирован и рекомендован для педагогов начальной школы, учителей АФК, педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми с ОВЗ по зрению.
Список литературы
1. Климашин И.А., Корнеев А.О. Пути адаптации и применения международных технологий оздоровления школьников, имеющих ограничения по зрению. – п.Малаховка: МГАФК,2014.
2. Фомичева, Л.В., Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие. – СПб: КАРО, 2007. -256 с.
3. http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-17022014-n-212-r/;
4. http://www.moya-planeta.ru/news/view/;
5. http://www.vesti.ru/doc.html?id=900618;
6. http://www.vesti.ru/doc.html?id=2045285;
7. http://наше-подмосковье.рф/personal/project/2018/
ТЕМА «Проект «Комплекс имитационной фитбол –гимнастики «Расслабляйся и двигайся, как кошка» для детей с ОВЗ по зрению».
Автор: Корнеев Александр Олегович, учитель АФК, г.о. Люберцы, Московская обл., МОУ школа-интернат IV вида.
Авторский инновационный проект.
Цель и задачи проекта – коррекция нарушений осанки, физическое и психоэмоциональное оздоровление детей с депривацией зрения, гармоничное развитие и их адаптация в социуме.
Инновационность проекта состоит в том, что впервые предложена, разработана и обоснована методология корригирующих упражнений фитбол-гимнастики, имитирующих движения кошки; даны рекомендации для использования ИФГ в целях экологического воспитания и тьюторства школьников.
Гимнастика включает шесть имитационных упражнений: «Кошка отдыхает», «Кошка катает клубок», «Кошка вытягивает лапку», «Кошка обхватывает клубок», «Кошка смотрит в сторону», «Кошка слушает», при этом первое упражнение является релаксационным, а последнее – дыхательным.
Комплекс составлен с учетом офтальмологических рекомендаций охраны зрения для детей с ОВЗ, обеспечивает коррекционно-компенсаторное развитие, экологическое воспитание и тьюторство школьников.
Первое упражнение «Кошка отдыхает» - релаксационное. Цель упражнения: снижение повышенного тонуса глазных мышц и мышц тела; уменьшение психоэмоционального напряжения; подготовка к активным упражнениям.Цикл включает смену представленных поз для релаксации, выполняется в течение 1 минуты в медленном темпе.
Второе упражнение «Кошка катает клубок» предназначено для укрепления опорно-двигательного аппарата, способствует развитию мышечного корсета: мышц спины и брюшного пресса; мышц надплечий и конечностей, развивает координацию движения. Траектория движения включает: попеременное или одновременное движение ладоней и стоп в позиции лежа на спине в течение одной минуты. Упражнение создает позитивное настроение, необходимое для успешного выполнения комплекса гимнастики.
Третье упражнение «Кошка вытягивает лапку» направлено на развитие и укрепления мышц поясничного отдела, развитие боковых и косых мышц живота, подвздошно-поясничной мышцы; устранение эффекта крыловидных лопаток за счет растягивания грудной мышцы; развитие двигательной координации; устранение асимметрии, вызванной изменением дуги таза.Цикл упражнения предусматривает попеременное отведение ног влево – вправо и слегка назад с последующим фиксированием каждой из стоп на уровне противоположного колена. Выполняется в течение 1 минуты.
Четвертое упражнение «Кошка обхватывает клубок»- это активное асимметричное упражнение, цель которого уменьшение торсии и дуги искривления позвоночника в области грудного и поясничного отдела, развитие координации движения. Выполняется в течение одной минуты.
Траектория движения включает: повороты туловища, таза, отведение и заведение нижних конечностей в сторону, противоположную развороту позвонков, при этом исключается нагрузка на зрительный анализатор, благодаря исходной позиции лежа на спине. Выполняется в течение минуты.
Пятое упражнение «Кошка смотрит в сторону» выполняется как индивидуально, так и в группе. Цель упражнения: развитие мышц шейно-воротниковой зоны, околопозвоночных мышц спины и брюшного пресса;
тренировка мышц глаз, что является необходимым условием при занятиях со слабовидящими школьниками. Траектория движения включает поворот корпуса и рук с мячом слева направо, затем справа налево в позиции стоя. Данное упражнение выполняется не менее 10 раз в среднем темпе в течение одной минуты.При передаче фитбола, взгляд сопровождает мяч по кругу, при этом тренируются мышцы глаз, что является необходимым условием при занятиях со слабовидящими школьниками.
Шестое упражнение «Кошка слушает» направлено на формирование рефлекса позы за счет совмещения общего центра масс тела и центра тяжести мяча при посадке на фитболе, при этом происходит улучшение кровообращения и лимфообращения в области шейно-воротниковой зоны позвоночника, что положительно сказывается на работе зрительного анализатора. Данное упражнение направлено на восстановление дыхания. Траектория движения: попеременное движение ладонями рук с заведением их за спину с образованием «ушек» в положении сидя на мяче в течение 1 минуты.
Комплекс корригирующих упражнений составлен с учетом офтальмологических рекомендаций: исключаются наклоны головы и туловища вперед, поднятие тяжестей, вибрация. Исходные положения упражнений: полулежа и лежа на мяче (упр. 1,2,4) способствуют вертикальной разгрузке позвоночника, а использование озвученного фитбола и его свойств развивает сохранные анализаторы (остаточные зрение, слух, осязание). Комплекс ИФГ выполняют ежедневно 1-2 раза в течение 7-8 минут до появления положительной динамики.
Экологический аспект гимнастики включает различные формы деятельности: наблюдение и изучение поведения кошек, создание триады взаимосвязи: «мяч-кошка-человек», участие в конкурсе рисунков, выставках, Просветительская и природоохранная деятельность реализуется на интерактивных занятиях с посетителями парка, где формируются взаимосвязи «мяч-кошка-человек-парк». Итог занятий в группе: развитие коммуникативной деятельности, обмен информацией и создание общего дневника «Жизнь замечательных кошек».
Сооавтором комплекса имитационной фитбол-гимнастики и руководителем тьюторов является Корнеева Мария Александровна. Тьюторство- это особая форма интерактивных индивидуальных занятий для всех желающих научиться упражнениям гимнастики, способствует распространению здорового образа жизни среди подрастающего поколения.
Результаты двухлетней апробации комплекса в экспериментальной группе учащихся 6-7 классов подтверждают положительную динамику по улучшению осанки у 66% детей с ОВЗ по зрению на фоне отсутствия снижения остроты зрения у 75% человек и улучшение зрения на 0,01 диоптрия у 25% учащихся по сравнению с контрольной группой. Результаты диагностики по социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда) выявили положительную динамику по показателям теста «Адаптация» с 44% до 52%; и по результатам теста «Принятие других» с 41% до 56%, что подтверждает рост коммуникативной культуры и адаптации детей с ОВЗ в социуме.
Положительная динамика в результате внедрения фитбол-гимнастики профилактики и коррекции осанки наблюдалась также у младших школьников и дошкольников в ходе занятий в Летнем парке п. Малаховка
Таким образом, использование комплекса корригирующих имитационных упражнений фитбол-гимнастики «Расслабляйся и двигайся, как кошка» позволило достичь положительного оздоровительного физического и эмоционального эффекта у детей с ОВЗ по зрению, при этом значительно возросла их коммуникативная культура и адаптация в социуме.
Комплекс ИФГ зарегистрирован в ФИПС, номер заявки изобретения №2018122853 от 22.06.2018 г.
Список литературы:
1.Скиндер, Л.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом: учебно-методическое пособие. - Брест: БрГУ,2012. -210с.
2.Фомичева, Л.В., Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие. – СПб: КАРО, 2007. -256 с.
3.Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с, ил. ISBN 5-85009-743-0
Имитационно коррекционная гимнастика |